Особенности рынка электронной коммерции и онлайн-платежей в Казахстане

Дата публикации: 2024-08-13

Особенности рынка электронной коммерции и онлайн-платежей в Казахстане
Электронная коммерция в Казахстане очень интенсивно развивается. Сегодня поговорим о том, какие факторы этому способствуют, в чем особенности электронного рынка страны, есть ли у него слабые стороны и что ждет e-commerce в будущем. Также обсудим актуальные платежные методы.

Развитие электронной коммерции в Республике Казахстан

Казахстанский сектор e-commerce еще очень молодой, при этом он демонстрирует интенсивную динамику роста и быстро адаптируется к факторам извне. Согласно данным аналитиков ГК «Сириус» в 2023 году он достиг отметки 5 миллиардов долларов (=12,5% всех розничных продаж). В 2024 ожидается прирост еще на 20%. Объем рынка распределяется в соответствии с уровнем доходов и плотностью населения, соответственно лидируют крупнейшие города – Алматы, Астана, Шымкент.

Ключевым двигателем развития e-com является удачное расположение страны в стратегическом плане – четко между Западом и Востоком. Это превращает Казахстан в выгодную площадку для компаний, которые хотят подступиться к обширному региональному потребителю.

Что влияет на развитие рынка e-commerce

«Три кита», способствующие развитию сектора электронной коммерции РК, это:

• высокая распространенность интернета и смартфонов;
• рост количества представителей среднего класса среди населения;
• развитие цифровых платежных технологий.


Эти моменты обусловили динамику рыночной системы и создали максимально комфортную среду для покупок online внутри страны. Также сыграли положительную роль увеличение инвестиций в логистику и высокие показатели ВВП за 2022, 2023 годы.

Будущее рынка электронной коммерции в Казахстане

По данным Strategy&, part of the PwC network за 2023 год продажи через маркетплейсы составили 89% сектора эл. коммерции (остальные 11% достались магазинам онлайн). Маркетплейсы обещают сохранять актуальность и далее, чему способствует 2 момента: огромный ассортимент товаров и опция делать покупки в рассрочку. Также рост прогнозируют сегменту доставки продуктов (e-grocery), что связано с увеличением потребности в комфорте у населения больших городов.

В будущем рынок электронной коммерции Казахстана станет еще более ориентированным на потребителя за счет внедрения ИИ и технологий дополненной/виртуальной реальности, решения логистических проблем, а также усиления тенденции многоканальной розничной торговли. С развитием сектора планируется выход казахстанских компаний за пределы страны (первым делом – на рынки государств Центральной Азии), где они станут первыми в сфере торговли и e-commerce за границей.

Развитие платежных методов в Казахстане

Стремительная цифровизация и развитие рынка электронной коммерции РК, а также большой выбор и рост надежности online-методов оплаты непосредственно повлияли на уменьшение количества наличных платежей и увеличение безналичных. Популярность безналичных методов дополнительно подпитывается их доступностью, удобством и разнообразием. В их числе:

• DCB (direct carrier billing) – клиенты покупают товары/услуги online, используя средства со своего мобильного счета;
• POS-эквайринг – оплата через терминал посредством банковской карточки (при помощи чипа, магнитной ленты, NFC или ручного набора реквизитов);
• CARD-эквайринг – прием оплат картой online (через сайт, приложение) и offline (через терминал).

Проблемы электронной коммерции в РК

Основные слабые стороны казахстанского рынка e-com – это логистика и поддержка доверия клиентов. Первая проблема связана с уникальной географией страны и решается с помощью разработки оптимальных маршрутов, отслеживания посылок, открытия большего количества складов и пунктов выдачи (и повышения качества их работы).

Что до второго, компании делают все больший акцент на повышении качества обслуживания. Этому способствует омниканальность/многоканальность электронной коммерции (разные каналы коммуникации, объединенные в одну систему). Она повышает удобство покупок, а у каждого клиента формируется положительный индивидуальный опыт сотрудничества. Что до продавца, омниканальность помогает собрать и систематизировать базу данных и прокачать лояльность потребителей.

Роль Paygate в развитии e-commerce в Казахстане

Как было сказано выше, один из ключевых факторов развития рынка электронной коммерции – это разнообразие платежных методов, а также стабильность приема платежей и высокая конверсия для успешного онлайн-бизнеса. Платформа PAYGATE обеспечит вашей компании все эти аспекты и сделает ваши платежи эффективнее. Это позволит вам успешно функционировать в моменте, наращивать клиентскую базу и поддерживать ее лояльность, а в будущем – расширяться и выходить на новые рынки.

Автор статьи: Paygate

Подписка на рассылку

Получайте на почту самую полезную информацию о мировом рынке электронной и мобильной коммерции