Что такое мобильная коммерция и каковы ее принципы работы?

Дата публикации: 2024-06-03

Что такое мобильная коммерция и каковы ее принципы работы?
Активно использует смартфон сейчас практически каждый. И, конечно, гаджеты влияют на своих владельцев. В частности покупки с их помощью отнимают минимум времени, что приводит к ускоряющимся темпам развития мобильной коммерции. Что же такое m-commerce и какие принципы лежат в ее основе? Какие существуют виды? Какие тенденции наблюдаются в отрасли? Ответы на вопросы в этой статье.

Что такое мобильная коммерция

Понятие подразумевает проведение финансовых операций через мобильный гаджет – планшет или смартфон. Это одно из направлений electronic commerce, совокупности всех электронных транзакций. Простыми словами: покупки с ноутбука или ПК – это коммерция электронная, с телефона, планшета – мобильная.

Динамика роста мобильной коммерции

Отрасль стремительно развивается благодаря таким достоинствам, как скорость, доступность, простота. Цифры это подтверждают. Согласно экспертной оценке компании Mordor Intelligence рынок mobile commerce сегодня оценивается на сумму 1,45 триллиона $. По прогнозам к 2029 эта цифра достигнет 1,99 триллиона со среднегодовым темпом 6,54 % в год.

Разновидности мобильной коммерции

M-commerce включает банкинг, маркетинг, продажи и платежи (в том числе – с мобильного баланса). Компоненты объединяет использование приложений, установленных на планшет/смартфон, и максимальная автоматизация операций.

Мобильный банкинг

Человек может управлять банковским счетом через приложение. Необходимо подключение к сети и авторизация. И тогда доступ к аккаунту (пополнение баланса, просмотр кредитной истории и квитанций, пр.) возможен 24/7. Плюсы мобильного банкинга – функциональность, скорость, простота, низкая комиссия. Минус: потеря телефона увеличивает риск взлома счета злоумышленниками.

Мобильный маркетинг

Речь о продвижении продукта/услуги среди пользователей мобильных устройств. Особенность такого маркетинга – контент персонализирован под целевую аудиторию, что делает продвижение более эффективным. Этот вид мобильной коммерции включает:

• приложения;
• коды QR;
• рекламу баннерную, внутриигровую;
• bluetooth, голосовое продвижение;
• e-mail/sms-рассылки.

Мобильные платежи

Мобильная коммерция позволяет производить транзакции на гаджетах. Платежи производят с помощью приложений или внешних ссылок, ведущих покупателя на страничку ввода данных и оплаты товара/услуги.

Платежи с мобильного баланса

Direct Carrier Billing – метод мобильных платежей, который дает возможность оплачивать покупки online средствами с мобильного счета. Банковская карта не нужна – в транзакции фигурирует только номер телефона, потому не подвергаются риску личные данные клиента. Также DCB помогает быстро оформить заказ там, где не развита инфраструктура банков.

Мобильная торговля

Мобильные продажи задействуют гаджеты для автоматизации деятельности менеджеров. В первую очередь это касается приема заказов. Также с помощью приложений автоматизируется сбор данных и обмен ими с head-программой в офисе, отправка товаров со складов, торговых точек, оплата заказов.

Плюсы и минусы мобильной коммерции

Очевидные преимущества мы упомянули. Поговорим о тех, которые не бросаются в глаза.
M-commerce персонализирует опыт покупателя. Маркетинг с использованием гаджетов выходит на новый уровень, т. к. для рассылок, рекламы в соцсетях и приложениях смартфоны подходят идеально. Появляется возможность анализировать каждого клиента, чтобы отследить тенденции и выявить модели поведения. Результативность торговых предложений на основе этого повышается.
Минус мобильной коммерции: нет сети/доступа к wi-fi – нет и покупки. Также ~ 73% покупателей волнует риск похищения данных во время шоппинга через смартфон.

Элементы эффективной стратегии мобильной коммерции

Поговорим о трендах m-commerce 2024. Каждый из восьми пунктов ниже точно стоит интегрировать в стратегию развития вашего бренда на текущий и будущий год.

Online-покупки в 1 клик

Покупатель, который на сайте впервые, вносит свои данные. Сайт их запоминает и при совершении повторных покупок пользователь больше не тратит на это время. В результате финансовые операции ускоряются, что наращивает конверсию и улучшает клиентский опыт.

Чат-бот

Многолетний тренд мобильной коммерции – программы, имитирующие общение с менеджером. Чат-боты заменяют «живых» сотрудников, когда нужно дать ответ на расхожие вопросы, проконсультировать с выбором, перечислить преимущества продукта и пр. Программа работает 24/7 и экономит ресурсы физического сотрудника.


NFC-платеж

Одна из лидирующих тенденций 2024 в мобильной коммерции – технология бесконтактного расчёта с помощью смартфона, которая упрощает и ускоряет транзакцию. Также использую NFC-теги, покупатель узнает больше о продукте, в результате чего опыт покупок становится приятнее и интереснее.

Приложения для смартфонов

Покупки через мобильное приложение для большинства предпочтительнее, чем через браузер. Приложения оптимизированы под смартфоны в отличие от многих интернет-страниц. По данным американской консалтинговой компании Invesp 65% компаний не адаптируют сайты под мобильные устройства, потому оптимизация станет преимуществом.

Максимальная доступность

Один из ключевых плюсов mobile commerce. Обратите внимание на клиентов с ограниченными возможностями (нарушение зрения, слуха и пр.), которые заинтересованы в мобильном банкинге и покупках online. В приоритете каждой компаний выкрутить на максимум доступность для таких потребителей, составляющих существенную часть рынка.

Искусственный интеллект

ИИ произвел революцию в m-commerce, персонализировав опыт каждого пользователя. Технология анализирует клиентскую информацию и дает персональные рекомендации. А при помощи дополненной реальности искусственный интеллект позволяет удаленно примерить аксессуары и одежду, показывает, как та или иная вещь вписывается в интерьер и пр.

Многоканальный маркетинг

Продавать можно и нужно омникально (многоканально). Простой пример: компания владеет offline-магазином и сайтом, предлагает смартфон-приложение и продвигается через соцсети. Омникальная мобильная коммерция требует больших усилий, чем стандартный маркетинг, но и результат в разы лучше.

Выводы

M-commerce ускоряет эволюцию рынка online-шоппинга. А поскольку внедрение гаджетов растет, то и темпы развития мобильной коммерции повышаются. Следите за тенденциями и внедряйте их, чтобы улучшить опыт и максимизировать лояльность своей аудитории. А структурированность стратегии mobile commerce с последующей ее реализацией поможет вам сохранить конкурентоспособность и повысить эффективность инвестиций.
Специалисты PayGate готовы прийти на помощь и организовать платежную инфраструктуру для m-commerce, а также локализовать ваши платежные инструменты для казахстанского рынка.

Автор статьи: Paygate

Подписка на рассылку

Получайте на почту самую полезную информацию о мировом рынке электронной и мобильной коммерции